Автоюрист: не бойтесь отстаивать свои права в суде | |||
К хорошему быстро привыкаешь, а ездить на машине – очень комфортно и приятно. Невозможно соблюдать все Правила дорожного движения, но иногда проступок может стать роковым, и над водителем нависнет угроза лишиться права управления автомобилем. А для кого-то машина – не только средство передвижения, но и источник дохода. Как быть, если с автоинспектором на дороге возник спор, который привел к судебному заседанию? На наши вопросы ответил стажер коллегии адвокатов «Мосрегионюрцентр» Дмитрий Прохоренко.
Avto.ru: Почему автомобилисты обращаются за юридической помощью? Дмитрий Прохоренко: Юрист – это в первую человек, который знает законодательство и структуру органов власти. Отстаивая свою правоту, нужно умело применять не только нормы закона и Правил дорожного движения, а также документы и доказательства, на которых строится защита. Не каждый автомобилист знает эти вещи, кто-то предпочитает воспользоваться услугами профессионалов. Бывают случаи, когда исход дела зависит от правильно поднесенного объяснения обстоятельств. Люди, не имеющие юридического образования, вполне могут и сами отстоять свою правоту не только в суде, но еще на стадии разговора с автоинспектором. Чаще всего ко мне за помощью обращаются водители, которым грозит лишение водительского удостоверения. Например, недавно я работал с клиентом, который мог стать пешеходом на срок до 1,5 лет. Обратившийся ко мне человек, объезжая препятствие, выехал на встречную полосу, где столкнулся с автомобилем «ГАЗель». Водители осмотрели машины на предмет повреждений, после чего решили полюбовно разъехаться. Через несколько дней «виновник» узнает, что его автомобиль находится в розыске за оставление места ДТП. До моего вмешательства он успел написать объяснение в ГИБДД и попросил опросить свидетелей. В милиции ему необоснованно указали, что пассажир, находившийся в его машине, не может быть свидетелем, ссылаясь на его заинтересованность. Отмечу, что это грубое нарушение нормы ст. 25.6 КоАП РФ: свидетелем может быть вызвано любое лицо (в том числе и близкие родственники), которому могут быть известны обстоятельства дела, и который обязан дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. При этом он вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Позднее помимо пассажира нашлись еще два свидетеля – прохожий и продавец из ларька. Был составлен протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся), у моего подзащитного изъяли водительское удостоверение. Я взялся представлять интересы клиента по делу за два дня до его рассмотрения в суде. Не в пользу обвиняемого было четыре аналогичных нарушения в 2008 году (выезд на полосу встречного движения), по двум из которых не были оплачены штрафные квитанции. Казалось бы, с позицией суда все ясно, ходить ему пешком. Но я нашел в документах несколько ошибок – сотрудники ГИБДД в схеме аварии не отобразили, где стояли автомобили и не указали месторасположение осколков. Наше ходатайство о допуске свидетелей было удовлетворено, с их помощью выяснились расхождения в протоколе и настоящих обстоятельствах ДТП. Столкновение произошло в 8:30 утра, а в документах было указано 10 утра, место столкновения было смещено на 5 м. Очевидцы (свидетели) пояснили суду, что видели, как водители, участники ДТП, вышли из машин и разговаривали, после чего первой с места аварии уехала «ГАЗель». Затем примерно в течение часа потерпевший вернулся обратно к месту ДТП, а через некоторое время подъехали сотрудники ГИБДД. Дело приняло совершенно другой оборот: в действиях обоих водителей присутствовали признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ (Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения по оформлению ДТП). В связи с тем, что сроки рассмотрения дела об административном правонарушении истекали, водитель «ГАЗели» и инспектор ГИБДД не явились в судебное заседание, суд принял решение о прекращении дела в связи отсутствием состава правонарушения. Avto.ru: Что же делать при незначительном столкновении? Д. П.: Бытует мнение, что если участники аварии не имеют друг к другу претензий, то можно написать расписку и разъезжаться. Подчеркиваю, что расписка не является юридическим документом, в суде она не будет иметь никакой доказательной силы. Согласно новым изменениям в ПДД и Законе об обязательном страховании автогражданской ответственности, если в результате ДТП ущерб причинен только имуществу и не превышает 25 тыс. руб., оформить документы водители могут самостоятельно. Лично мое мнение: если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции – лучше оформить ДТП. Желательно также найти свидетелей аварии и взять их контакты. К сожалению, наши водители невежливы по отношению друг к другу, добиться какой-то помощи на дороге очень сложно. Около двух месяцев назад я сам стал свидетелем ДТП: ехал по МКАД, рядом со мной ехал автомобиль Mazda, в которую сзади ударил автомобиль Nissan. Пострадавший остановился, но не успел он выйти из машины, как виновник ДТП сдал назад и скрылся с места ДТП. Я запомнил номер нарушителя и оставил свой телефон водителю Мазды. Позднее, по вызову инспектора, я приехал в ГИБДД, где написал объяснение. Avto.ru: Сейчас развелось много мошенников. Как обезопасить себя от подстав? Д. П.: Если вы чувствуете обман, обязательно вызывайте сотрудников милиции, это всегда отпугивает мошенников. Недавно я окончил дело об имитации ДТП. Мой клиент, владелец BMW X5, припарковался задним ходом на парковке около крупного торгового центра и, как только вышел из машины, к нему подошли парень с девушкой и заявили, что он поцарапал их автомобиль Honda Civic. У внедорожника, самое интересное, отсутствовали какие-либо следы столкновения или повреждения, но «пострадавшие» настаивали на материальном возмещении. Ошибка водителя BMW была в том, что он не стал дожидаться сотрудников ГИБДД. Владелец Honda вызвал инспекторов, после чего моего подзащитного обвинили в оставлении места ДТП. В группе разбора зафиксировали, что на автомобиле «виновника» нет никаких повреждений. Кроме того, водитель Civic поменял свои показания, заявив, что удар был совершен не бампером, а выхлопной трубой. Отмечу, что при осмотре высота царапины на Honda Civic и глушителя BMW X5 различалась более чем на 10 см. Мировой судья на основании протокола, составленного сотрудниками ГИБДД, вынес решение о лишении прав. Но апелляционная инстанция позднее отменила постановление мирового судьи и прекратила дело об административном правонарушении за отсутствием события, поскольку столкновения между автомобилями не было. Avto.ru: Дайте пару советов, как не доводить дело до суда? Д. П.: Если вас остановил сотрудник ГИБДД, не нервничайте, не «качайте» права, общайтесь с ним корректно и вежливо, он тоже человек и может «сорваться» – нагрубить в ответ. Конечно, большинство инспекторов представляются невнятно. Многие интересуются, стоит ли их сразу переспрашивать. Нет, не стоит. Попросить инспектора представиться еще раз вы можете в любой момент. Но если хочется сразу – делайте это без вызова и с улыбкой: мол, не расслышал, отвлекся. «Быкующие» конкретные пацаны хороши только в кино и нравятся только глупым девочкам, а сержант Иванов (Петров, Сидоров…) вряд ли является таковой. Никогда не называйте свои нарушения, инспектор сам должен сообщить, какой пункт ПДД вы нарушили. Обычные нарушения, по которым чаще всего останавливают – обгон в неположенном месте, пересечение двойной сплошной линии и превышение скорости. В двух первых случаях сопротивление практически бесполезно – речь идет о человеческом факторе, а слово инспектора в суде всегда будет выше вашего. И никогда не пытайтесь решить вопрос через взятку. Хотя большинство, конечно же, предпочитает решать вопросы без протокола. Лучше возить с собой в бардачке две книжки – ПДД и КоАП, не стесняйтесь попросить сотрудника ГИБДД показать вам пункт, который вы якобы нарушили. Недобросовестные милиционеры могут придумать несуществующие нарушения и требовать за них максимальный штраф. Не бойтесь писать в протоколе, с чем вы не согласны. Перед тем, как поставить подпись в документе, внимательно его прочитайте. Например, едете вы с разрешенной скоростью 60 км/ч, но остановивший вас автоинспектор заявляет, что радар засек вашу скорость – 80 км/ч. В протоколе (квитанции на штраф, объяснении) надо писать примерно следующее: «С указанной скоростью не согласен, я ехал с положенной скоростью 60 км/ч. Другие автомобили, ехавшие со мной в потоке, увидев сотрудника ГИБДД, начали резко тормозить, в результате чего мой автомобиль, двигавшийся с постоянной скоростью, оказался впереди. Скорость, зафиксированная радаром, мне не принадлежит». Этого уже будет достаточно. Также не лишним будет поинтересоваться сертификатом на прибор. Если его нет – позволяете выписать квитанцию на штраф, в которой пишете: «Сертификат к прибору для измерения скорости отсутствует, поэтому с обвинением не согласен». И подпись. Однажды моего близкого товарища хотели лишить водительских прав за выезд на полосу встречного движения. Он свернул на улицу, которая раньше была двусторонней. На повороте висели два информационных знака «Главная дорога» и «Движение прямо и направо», а до «кирпича» после поворота он доехать не успел. Сотрудник ГИБДД, прятавшийся за поворотом, остановил его и пригласил к себе в машину. Там у них состоялся интересный диалог, в ходе которого инспектор поинтересовался, готов ли он предложить или подсказать решение «возникшей проблемки». Товарищ мой отшутился, предложив отпустить его, так как факта нарушения не было – запрещающий знак он не проехал. В итоге в отношении него был составлен протокол и изъято водительское удостоверение. И оказывать юридическую помощь пришлось мне. Зная, как «гаишники» «протаптывают дорожки» в местные суды, я посоветовал товарищу заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства. В суде он предоставил свидетелей, которые подтвердили, что нарушения с его стороны не было, и фотографии с места, на которых ясно видно, что его автомобиль стоит до зоны действия запрещающего знака, после въезда на дворовую территорию. Права ему потом возвратили, поскольку дело об административном правонарушении было прекращено. Но когда дело пахнет «жареным» и вам кажется, что опасность грозит в виде подстав (например, под запасным колесом в багажнике лежит пакетик с порошком белого цвета), требуйте понятых и, самое главное, ни к чему не прикасайтесь, набирайте 02 и сообщайте имена сотрудников, номера их автомашин. Главное, не выходите из машины (это вовсе необязательно!), передавайте документы из приоткрытого окна. Инспектор должен подойти, представиться и объяснить причину остановки. Если вас пытаются остановить для проверки где-нибудь на трассе, где только какой-то невзрачный «жигуленок» и при нем сотрудник ГИБДД, смело проезжайте мимо и на первом же посту ДПС остановитесь и расскажите о произошедшем – это могли быть и не милиционеры вовсе. Avto.ru: Сколько времени уходит на восстановление справедливости? Д. П.: От временных затрат никуда не деться. Каждое дело индивидуально. Например, по последнему делу я один раз ездил в ГИБДД и два раза в суд, плюс потратил время на отправку телеграмм. Вышло около двух рабочих дней, а всего затрат по времени около полутора месяцев. Выкупать права, пользуясь связями в органах, я бы не советовал – вместо прав можно получить тюремный срок за дачу взятки. Наняв юриста, клиент может доверить ведение дела ему: поездки в ГИБДД, составление жалоб, ходатайств, походы в суд… Подобные услуги везде стоят по-разному, можно нанять юриста за 10 тыс. руб., а можно и за 100 тыс. – кто как договорится. С момента совершения правонарушения дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев. За это время суд должен вынести решение либо прекратить в связи с истечением срока давности. Если суд не успел рассмотреть дело в положенный срок, обвинение, грубо говоря, «снимается». Причинами затягивания могут стать как нерасторопные сотрудники ГИБДД, которые своевременно не направили материал, или сами судьи. Но это касается только административных дел, гражданские дела о возмещении ущерба могут рассматриваются дольше. Неявка в суд – не выход, решение могут вынести без присутствия виновного лица. Однажды ко мне обратился человек, который не присутствовал на судебном разбирательстве из-за того, что у него в повестке, выданной инспектором ГИБДД, была указана «неправильная» дата. Мировой судья лишил его водительского удостоверения, рассмотрев дело в его отсутствие и указав, что тот был надлежащим образом уведомлен. В апелляционной жалобе мы отразили существенные процессуальные нарушения, в связи с чем вышестоящий суд отменил постановление по делу, а затем прекратил за истечением срока давности. Инспекторы часто делают ошибки в документах, поэтому я повторюсь – всегда читайте то, что подписываете. Avto.ru: Автомобилисты предпочитают давать взятки, чтобы не бегать по судам… Д. П.: Чтобы не мотаться по разным судам, можно написать ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства, это сэкономит время в пути (к примеру, если вы совершили правонарушение в другом субъекте РФ). Даже если человека внаглую «разводят», ему все равно придется доказывать свою невиновность в суде. Те, кто не хотят быть привлеченными к административной ответственности или связываться с процедурой оформления протоколов (квитанций, постановлений пр.) и предпочитают «решить вопрос на месте», сами способствуют коррупции в органах власти. Самое интересное: после того, как вас остановил сотрудник ГИБДД, вы показываете ему документы, он их смотрит, потом, возможно, приглашает на пост, чтобы проверить машину на угон. Убедившись, что все в порядке, документы вам возвращают и желают счастливого пути. Так заканчиваются примерно 75% контактов с сотрудниками ГИБДД. Поэтому мой совет автолюбителям – не нарушайте и будьте вежливы по отношению друг к другу! Ведь никто не застрахован, что при попытке дать взятку его не схватят за руку. А судимость может сказаться на его дальнейшей жизни…
AVTO.RU http://bn-p.ru/ |
|||
|
Категория: --- | Автор: PAN | 10-06-2009, 07:11 | Просмотров: 1638 |
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ | |||
Комментарии: 0 |